Тихие голоса и большая политика, универсальные языки и попытки преодолеть прошлое: 9 фильмов «Золотого абрикоса»-2024

С 7 по 14 июля в Ереване пройдет XXI Международный кинофестиваль «Золотой Абрикос», который в этом году посвящен 100-летию Сергея Параджанова и Шарля Азнавура. На фестиваль приедут звезда театра и кино Кевин Спейси и всемирно известный режиссер Атом Эгоян.

В преддверии главного кинопраздника страны киножурналист Валерия Цыганова выделила 9 фильмов, которые обязательно нужно посмотреть на фестивале.

«Семь вуалей», реж. Атом Эгоян | Фильм открытия

Образ иудейской царевны Саломеи, получившей в благодарность за свой танец голову Иоанна Крестителя, волновал деятелей искусства веками. Он вдохновлял и художников от Боттичелли до Рембрандта, и литераторов от Блока до Малларме. В театре самым известным произведением стала опера Рихарда Штрауса, написанная в начале XX века по декадентской пьесе Оскара Уайльда «Саломея». Атом Эгоян, известный канада-армянский режиссер и обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля, впервые обратился к ней еще в 1996 году и с тех пор не раз возвращался, пока наконец не возродил на сцене Канадской оперы, параллельно сняв картину «Семь вуалей».

Сюжетная канва фильма более чем проста: героиня, молодая театральная режиссерка в исполнении Аманды Сейфрид, получает предложение воссоздать постановку своего наставника, и подобно тому, как Саломея, сбрасывала с себя покрывала, режиссер постепенно обнажает перед зрителем пласты и грани ее собственной жизни. И здесь возникают классические для Эгояна темы: не отпускающее прошлое, травматичные семейные отношения, насилие. А с ними он всегда работает с некоторой холодностью, отстраненно и строго, что создает дополнительное напряжение и интригу, подобную детективной.

Фильм откроет фестиваль, на котором его автор Атом Эгоян будет удостоен «Параджановского талера» за вклад в кинематограф.

«Непреклонная девушка», реж. П. С. Винотрадж  | Международный конкурс полнометражных фильмов

П. С. Винотрадж – молодой индийский режиссер. Хотя вернее было бы сказать  – тамильский. Есть такой в Индии штат – Тамил Наду, с экстремально засушливым климатом, запредельной бедностью и отдельной независимой киноиндустрией, куда Винотрадж пришел без необходимого образования, но с нежнейшим зрительским опытом. Некоторое время он продавал DVD в городке неподалеку от родной деревни. И его дебютный фильм «Камешки» – в 2021 году он стал победителем «Золотого абрикоса» – в первую очередь поразил зрителей совершенно неожиданной чистотой и наивностью. Словно это было буквально только что родившееся кино. В нем он показал людей в их непосредственной связи с родным ландшафтом, беспощадным солнцем и раскаленной землей, по которой босые ноги героев ступали все повествование. «Непреклонная девушка», второй фильм режиссера, продолжает это гипнотическое путешествие по сельской Индии и ее чудовищным несовершенствам, только в «Камешках» главным героем и заложником ее жестокого патриархального уклада был ребенок, а здесь молодая женщина, решившаяся на невиданный бунт. Мина – так зовут героиню – не только отвергает выбранного семьей мужчину, но и влюбляется в другого, принадлежащего к низшей касте. Неспособные предположить наличие у женщины собственной воли родственники решают, что она одержима злым духом и снаряжаются в дорогу к тому, кто смог бы его изгнать. Так начинается одиссея Мины, в ходе которой автор мастерски, фактурно и в то же время не избыточно, с юмором и робкой надеждой покажет изъяны традиционной культуры, противопоставив ее жесткости, не силу, но молчаливую хрупкость героини и собственную эмпатию. 

«Дагомея», реж. Мати Диоп | Ереванские премьеры

«Дагомея», фильм-победитель Берлинского, самого политизированного из всех мировых кинофестивалей, смотра, по большому счету служит той же миссии, что и «Непреклонная девушка» Винотраджа — возвращает субъектность и голос тем, кого этот мир слушать не привык. Необычная, изобретательно сочетающая политику с мистикой и поэзией документальная картина франко-сенегальской режиссерки Мати Диоп рассказывает историю возвращения домой — только не людей, как это было в дебютной игровой «Атлантике» (Гран-при Канн-2019), а статуй. В центре сюжета события 2021 года, когда Франция вернула западноафриканской республике Бенин 26 произведений искусства, которые вывезла в конце XIX века из существовавшего на его территории королевства Дагомея. И Диоп рассказывает о них как бы в двух плоскостях — прикладной и теоретический. В первой зритель вместе с операторкой Жозефин Друэн Вайяр следит за путешествием и праздничной встречей статуй на родине, во второй — размышляет вместе с бенинскими студентами о том, как с ними теперь быть, поместить ли в музей, или вернуть сакральные функции, что делать с остальным похищенным наследием? Ответами им служат лишь визуальные образы, а общее повествование ведется от лица статуи короля Гезо, вернувшегося хоть и на родину, но все равно в другой мир, и удивляющегося, почему на протяжении стольких лет его называли не по имени, а по номеру 26.

«Легуа», реж. Жоау Миллер Гуэрра | Международный конкурс полнометражных фильмов

В живописном старинном поместье на севере Португалии живут три женщины. Пожилая Эмилия следит за домом, куда никогда не приезжают хозяева. Средних лет Анна помогает ей, но готовится к отъезду и встрече с мужем, вечно пропадающим на заработках где-то в больших городах. И дочь Анны Моника, которая втягивается в противостояние с матерью, когда та постепенно отказывается от идеи переезда, упрямо поддерживая жизнь в хозяйстве и заболевшей подруге. Неуклонное течение времени и самоопределение, поиски себя в развилке между долгом, традициями и пылким предвкушением будущего трех поколений показаны на фоне степенной португальской природы. А самые глубокие переживания вызывают сцены простой повседневной жизни.

Если вы любите медленное, «визуальное», требовательное к зрителю кино, то вам точно на сеанс «Легуа». Впервые картина была представлена публике в каннском Двухнедельнике режиссеров. 

Одиночество, реж. Нина Палмадоттир | Международный конкурс полнометражных фильмов

Историй о неожиданной дружбе утомленного жизнью взрослого с ребенком мировой кинематограф знает немало, и казалось бы, что нового тут можно сказать? Но дебютантке Нине Палмадоттир удалось снять картину и увлекательную, и актуальную и свежую, и чрезвычайно трогательную. «Одиночество» поставлено по сценарию известного исландского режиссера и сценариста Рунара Рунарссона (в 2008 году его короткометражка «Последняя ферма» была номинирована на «Оскар») и затрагивает самые сложные вопросы современной Исландии — урбанизацию и миграционный кризис, аккуратно прочерчивая их линии в истории о настоящей дружбе и обходясь при этом без единого клише. Главный герой фильма — Гуннар, стареющий фермер, чью землю выкупает государство и он вынужденно переселяется в город. Но и там он как будто живет прежней жизнью: вешает на стену портрет любимой лошади и продолжает наслаждаться тишиной и одиночеством. Пока во время одной из прогулок не встречает Ари, маленького смышленого разносчика газет, и его дом не становится для ребенка своеобразным убежищем от родительской нелюбви. Как это часто бывает в северном кино, фильм не изобилует диалогами. Развитие персонажей, динамика их взаимоотношений передаются главным образом визуально — в жесте, тишине, внезапной реплике. Нежно, реалистично и непредсказуемо.

Пылающий рай, реж. Мика Густавсон | Международный конкурс полнометражных фильмов

«Пылающий рай» шведки Мики Густавсон получил на последнем Венецианском кинофестивале премию за режиссуру в категории «Горизонты». В ней соревнуются авторы моложе 40 лет, представляя зачастую фильмы о юности и взрослении. «Пылающий рай» — это детство, летняя Швеция, шумная беззаботность и полное отсутствие контроля. В разрисованном граффити комплексе живут три сестры 7, 12 и 16 лет. Их мать исчезла еще в канун Рождества, и ее функции выполняет старшая из девочек, Лора. Выполняет как может: дерется, ворует еду в супермаркете и ищет замену матери, когда социальные службы обращают внимание на их случай. Тепло и интимность картины действительно кажутся раем. Пылающим же его ощущают лишь те, кто, в отличие от девочек, понимает, что их бросили. 

Предчувствие, реж. Бертран Бонелло | Twisted Apricot

«Предчувствие» — последняя на данный момент работа одного из самых громких современных режиссеров Франции Бертрана Бонелло, автора фильмов «Кома» и «Сен-Лоран. Стиль — это я». Картина вдохновлена повестью американского классика Генри Джеймса «Зверь в чаще» (1903). Действие происходит в трех исторических эпохах: начало XX века, современность и будущее — 1910, 2014 и 2044 годы. В будущем, где вся власть принадлежит искусственному интеллекту, а людские эмоции благом не считаются, главная героиня устает от постоянного предчувствия чего-то разрушительного и решает пройти процедуру очистки ДНК от прошлых жизней. На одном из сеансов психокоррекции она знакомится с Луи. Их встреча не случайна. Они виделись и в других жизнях, и всегда между ними возникало необъяснимое притяжение. Фильм одновременно можно назвать и романтической мелодрамой, и психологическим триллером и даже научной фантастикой. В главных ролях Леа Сейду («Суперзвезда», «Жизнь Адель») и Джордж Маккей («1917»).

Универсальный язык, реж. Мэтью Ранкин | Региональный конкурс

«Универсальный язык» из конкурса «Региональная панорама» — это фильм об иранских иммигрантах в Канаде. Поставил его канадский инди-режиссер Мэтью Ранкин в соавторстве со сценаристами иранского происхождения Илой Фирузабади и Пирузом Немати. В итоге получилась снятая на стыке классического иранского реализма и свойственного Ранкину сюрреализма трогательная абсурдистская комедия о пересеченных линиях жизни и взаимопроникновении двух культур. Действие происходит в небольшом городе Виннипег почти на границе Канады и США. Сюжетных линий три, но все они, согласно концепции, сходятся воедино. Школьницы Негин и Назгол находят вмерзшую в лед купюру и пытаются ее достать, вовлекая в свои усилия окружающих. Молодой клерк — его играет сам Ранкин — бросив работу в Монреале, возвращается домой, чтобы побыть наедине с матерью и родным городом. И наконец в третьем сюжете увлеченный местной историей гид в исполнении сценариста Пируза Немати проводит скучную экскурсию по заброшенным торговым центрам. Смешивая приемы мастеров в поистине универсальный кинематографический язык, режиссер создает альтернативную реальность, в которой казалось бы рандомные герои оказываются близкими друг другу, а любые границы преодолеваются общим человеческим опытом. Фильм был показан на Каннском кинофестивале, где получил приз зрительских симпатий.

1489, реж. Шогакат Варданян | Ереванские премьеры

Когда в сентябре 2020 года в Арцахе началась 44-дневная война, ереванская пианистка Шогакат Варданян училась в школе мобильной журналистики. Когда на седьмой день пропал ее младший брат Согомон и Шогакат не знала, как быть, преподавательница посоветовала взять в руки телефон и снимать все, что было связано с его поисками. Так со временем появился фильм, работа над которым продолжалась два года. Шокирующая личная драма и в то же время универсальное высказывание о хрупкости человеческой жизни, пришедшейся на страшное время большой истории. 1489 — порядковый номер останков Согомона, которые в конце фильма наконец отдадут родным.

В ноябре прошлого года картина получила Гран-при кинофестиваля IDFA в Амстердаме. В мире документалистики это своего рода Канны. Это самый большой успех армянского кино в XXI веке.

Автор: Валерия Цыганова

Оставьте комментарий